Свято-Введенская Оптина Пустынь — ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви, относится к Калужской епархии. Расположен в 4 км. от нашей обители.

В настоящее время в Оптиной Пустыни — восемь действующих храмов. В течение дня главные церкви обители: Введенский, Казанский, Владимирский и Преображенский всегда открыты. Всем желающим благословляется свободный вход и доступ к святыням: чтимым иконам и св. мощам преподобных отцев и Старцев Оптинских.

За монастырской рощей расположен скит, в котором происходят круглосуточные богослужения. Когда он устраивался, вокруг него было запрещено рубить лес, «дабы навсегда он был закрытым». Вход в скит для мирян закрыт.

На данный момент в обители проживает старец Илий (Ноздрин), схиархимандрит, духовник патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Оптиной Пустыни.

Из истории обители

XV—XVIII века

По преданию, монастырь был основан в конце XIV века раскаявшимся разбойником по имени Опта (Оптия), в иночестве — Макарий. Синодик Оптиной обители 1670 года, переписанный с древнего синодика, свидетельствует, что она уже существовала в XV столетии. Это место служило убежищем для старцев и стариц, живших в двух разных отделениях под управлением одного духовного отца. Соборное определение 1503 года запрещало совместное проживание в одних обителях инокам и инокиням.

Первые письменные свидетельства об Оптиной пустыни относятся к царствованию Бориса Годунова. В Козельских писцовых книгах (1629, 1630, 1631 годы) значится, что монастырю дано на поминовение о царе Феодоре Иоанновиче (ум. 1598) «на свечи и ладан». По окончании Смутного времени Оптина Пустынь оправилась от постигших её бедствий, от литовского разорения. Старейшая вкладная книга с 1670 года свидетельствует о вкладах царствующих особ.

В 1689 году в монастыре началось строительство первой каменной церкви Введения Пресвятыя Богородицы с приделом во имя преподобного Пафнутия Боровского.

В XVIII веке материальное состояние монастыря было тяжёлым. В 1704 году по указу Петра I Оптина пустынь должна была платить оброк государству, деньги требовались на строительство Петербурга и на войну со шведами. Этот оброк был обременителен для Оптиной Пустыни. По просьбам к прежним вкладчикам можно судить о бедственном положении монастыря.

К 1724 году (на тот момент в ней проживали 12 человек) по Духовному регламенту Оптина была упразднена и присоединена к Белёвскому Спасо-Преображенскому монастырю. Все деревянные строения в годы упразднения обители пришли в негодность.

В конце 1726 года по указу императрицы Екатерины I Оптина Пустынь была восстановлена. Ей было возвращено имущество на основании указа архиепископа Сарского и Подонского Леонида (от 11 июля 1727 года), архимандриту Тихону, настоятелю Белёвского Спасо-Преображенского монастыря.

В 1741 году началось строительство деревянной колокольни, а в 1750 году — нового храма во имя Введения Пресвятыя Богородицы, с двумя приделами: с южной стороны — придел преподобного Пафнутия Боровского, чудотворца, с северной — великомученика Феодора Стратилата. В 1759 году храм был почти готов, в этом же году освящён был придел Пафнутия Боровского.

В 1764 года по указу Екатерины II в ходе секуляризационной реформы Оптина пустынь вошла в число заштатных монастырей в Крутицкую епархию. В 1768 году завершилось строительство нового соборного храма, благодаря богатым вкладам новых благодетелей. В 1770 году по отчёту числилось трое монашествующих. В 1773 году в монастыре было всего два монаха — оба глубокие старики.

Положение обители стало меняться в 1795 году, когда митрополит Московский и Калужский Платон обратил внимание на нужды обители. Спустя год епископ посетил Оптину пустынь, и ему очень понравилось это место. По его распоряжению в настоятели обители был назначен иеромонах Авраамий, опытный старец из Песношенского монастыря. Уже в 1797 году братия Оптины насчитывала 12 человек.

В 1799 году обитель перешла во вновь открытую Калужскую епархию. Епископ Калужский Феофилакт (Русанов) обращал особое внимание на возрождавшуюся обитель.

XIX век

В 1802 году было начато строительство новой трёхъярусной колокольни в 30 сажень вышины. К ней с обеих сторон были пристроены флигели для братских келий. В 1804 году подошло к концу возведение колокольни и левого флигеля, а в 1806 году — правого. В 1805 году было началось строительство Казанского храма, а в 1809 году — больничной церкви с шестью кельями при ней. Материал на сооружение церкви пожертвовал надворный советник Камынин. Оба храма были достроены в 1811 году и освящены преосвященным Евлампием, епископом Калужским и Боровским: 26 августа 1811 года освятили больничную, 23 октября 1811 года — Казанскую церковь.

18 января 1809 года по просьбе игумена Авраамия и по ходатайству епископа Феофилакта указом Святейшего Синода штат насельников монастыря был увеличен до 30 (вместе с настоятелем).

В 1821 году в Оптине был устроен скит. Здесь селились пустынники — люди, которые многие годы провели в совершенном уединении. Всей духовной жизнью обители стал ведать старец. Настоятель при этом оставался администратором.

Со всех сторон в монастырь потянулись люди, стремившиеся к духовной жизни. Оптина стала одним из религиозных центров России. Начали поступать пожертвования — монастырь приобрел угодья, мельницу, обустроил каменные здания.

Стоит отметить, что с Оптиной Пустынью связаны эпизоды из жизни некоторых писателей и мыслителей России. Летом 1878 года В. С. Соловьёв привёз Ф. М. Достоевского в Оптину после тяжелой драмы — смерти сына в мае того же года. Писатель пробыл в скиту три дня. Некоторые детали в «Братьях Карамазовых» возникли под впечатлением этой поездки. Прототипом старца Зосимы явился старец Амвросий (прп. Амвросий Оптинский, канонизирован в 1988 году), живший в то время в скиту.

XX век

23 января 1918 года декретом СНК Оптина пустынь была закрыта, но монастырь ещё держался под видом «сельскохозяйственной артели». Весной 1923 года закрыли и ее, а обитель перешла в ведение Главнауки. Как исторический памятник была названа «Музей Оптина пустынь».

На территории монастыря в 1931 году был открыт Дом отдыха имени Горького. А в ноябре 1939 года, после раздела Польши, по приказу Лаврентия Берии НКВД СССР преобразовал дом отдыха в концлагерь «Козельск-1», где разместили около 5000 польских офицеров, примерно 4400 из них позднее отправленных в Катынь на расстрел.

Во время Великой Отечественной войны на территории Оптиной пустыни сначала был госпиталь, в 1944—1945 году — проверочно-фильтрационный лагерь НКВД СССР для возвратившихся из плена советских офицеров, а после войны до 1949 года размещалась воинская часть.

17 ноября 1987 года Советское правительство передало Оптину пустынь Русской Православной Церкви. 3 июня 1988 в надвратой башне обители в день Владимирской иконы Божией Матери состоялась первая божественная литургия.

1 февраля 1990 года Оптиной Пустыни был возвращен Иоанно-Предтеченский скит.

К концу 2000-х монастырь был практически полностью восстановлен.

Оптинские старцы

На Поместном соборе 1988 года прославлен иеросхимонах Амвросий (Гренков). Остальные старцы прославлены в 1996 году как местночтимые, а в 2000 году — общецерковно. В 2009 году Священный Синод утвердил службу Собору преподобных Оптинских старцев, подготовленную Синодальной богослужебной комиссией, и рекомендовал её к общецерковному богослужебному употреблению.

Иеромонах Никон (Беляев) (1888 – 1931)прославлен в чине преподобноисповедника, расстрелянный большевиками архимандрит Исаакий II (Бобраков) — в чине преподобномученика.

Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768—1841) — первый основатель и вдохновитель оптинского старчества. Выражением евангельской любви была вся жизнь этого старца, проходившая в самоотверженном служении Богу и ближним. Своими подвигами, непрестанной молитвой и богоподражательным смирением он стяжал обильные дары Святого Духа.

Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788—1860) старчествовал в Оптиной пустыни в одно время с преподобным Львом, а после его кончины до самой своей смерти нёс великий и святой подвиг старческого окормления. С именем Макария связано начало издания в монастыре святоотеческих трудов, которое объединило вокруг обители лучшие духовные и интеллектуальные силы России. Под его духовным руководством находилась не только Оптина пустынь, но и многие другие монастыри, а письма к монашествующим и мирянам, изданные обителью, стали бесценным руководством для каждого христианина в духовной жизни.

Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782—1862) явил удивительный пример сочетания строгого подвижничества, смирения и нестяжания с мудрым управлением обителью и широкой благотворительной деятельностью. Именно благодаря его безграничному милосердию и состраданию к бедным обитель давала приют множеству странников. При схиархимандрите Моисее были воссозданы старые и построены новые храмы и здания обители. Своим видимым расцветом и духовным возрождением Оптина пустынь обязана мудрому настоятельству старца.

Схиигумен Антоний (Путилов) (1795—1865) — брат и сподвижник схиархимандрита Моисея, смиренный подвижник и молитвенник, через всю жизнь терпеливо и мужественно нёсший крест телесных болезней. Он всемерно способствовал деланию старчества в скиту, которым руководил в течение 14 лет. Письменные наставления преподобного старца являются дивным плодом его отеческой любви и дара учительного слова.

Иеросхимонах Иларион (Пономарев) (1805—1873) — ученик и преемник старца Макария. Будучи ревностным защитником и проповедником православной веры, он сумел возвратить в лоно Православной Церкви многих заблудших и отпавших от православной веры.

Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812—1891) — великий подвижник земли Русской, святость и богоугодность жития которого Бог засвидетельствовал многими чудесами, а православный верующий народ — искренней любовью, почитанием и благоговейным обращением к нему в молитве…

Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810—1894) — приснопамятный настоятель Оптиной пустыни, сочетавший в себе твёрдое управление обителью и тончайшее искусство пастырского руководства со смиренным послушанием великим Оптинским старцам и высоким подвижничеством. Делом жизни схиархимандрита Исаакия было хранение и утверждение в обители духовных заветов старчества.

Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824—1894) — скитоначальник и старец, наставлял в духовной жизни не только иноков Оптиной пустыни, но также насельниц Шамординской женской обители и других монастырей. Являясь пламенным молитвенником и подвижником, он был для всех приходящих к нему чутким отцом, терпеливым учителем, всегда делясь сокровищем мудрости, веры и особой духовной радости. Старец Анатолий обладал удивительным даром утешения.

Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837—1911) — ученик и духовный преемник преподобного Амвросия, явивший образ великого смирения, незлобия, непрестанной умносердечной молитвы, старец не раз удостаивался явления Божией Матери. По воспоминаниям современников, многие ещё при жизни иеросхимонаха Иосифа видели его озарённым благодатным божественным светом.

Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) (1845—1913) — скитоначальник, о котором старец Нектарий говорил, что благодать Божия в одну ночь из блестящего военного сотворила великого старца. Не жалея самой жизни, он исполнял свой пастырский долг в русско-японской войне. Старец обладал необыкновенной прозорливостью, ему открывался внутренний смысл происходящих событий, он видел сокровенность сердца пришедшего к нему человека, с любовью пробуждая в нём покаяние.

Иеросхимонах Анатолий II (Потапов) (1855—1922), прозванный в народе утешителем, был наделён Господом великими благодатными дарами любви и утешения страждущих, прозорливости и исцеления. Смиренно неся своё пастырское служение в тяжёлые дни революционной смуты и безбожия, старец утверждал своих духовных чад в решимости даже до смерти быть верными святой православной вере.

Иеросхимонах Нектарий (Тихонов) (1853—1928) — последний соборно избранный Оптинский старец, который подвигом непрестанной молитвы и смирения обрел величайшие дары чудотворения и прозорливости, нередко скрывая их под видом юродства. Во дни гонений на Церковь, сам находясь в изгнании за исповедание веры, неустанно окормлял верующих.

Иеромонах Никон (Беляев) (1888—1931) — ближайший ученик старца Варсонофия, пламенный молитвенник и любвеобильный пастырь, самоотверженно исполнявший старческое служение уже после закрытия Оптиной пустыни, претерпевший мучения от безбожников и скончавшийся в изгнании, как исповедник.

Архимандрит Исаакий II (Бобраков) (1865—1938) — последний настоятель Оптиной пустыни, испытавший всю тяжесть разорения и поругания святой обители. Неся свой крест настоятельского служения в годы испытаний и скорбей, он был исполнен несокрушимой веры, мужества и всепрощающей любви. Четырежды претерпел тюремное заключение. Расстрелян 8 января 1938 и захоронен в братской могиле в лесу на 162-м километре Симферопольского шоссе.

Оптинские новомученики

Русской Православной Церковью прославлены в лике новомучеников и исповедников 15 человек, из числа тех, кто пострадал в годы репрессий XX века: преподобномученики Евфимий (Любовичев), Пантелеимон, Лаврентий (Левченко), Серафим, Пафнутий, Рафаил, Игнатий, Викентий, Гурий, Иоанникий, Исаакий; преподобноисповедники Рафаил, Агапит (Таубе), Никон, Севастиан (Фомин), мученик Борис.

На Пасху 1993 года убили три монаха монастыря — иеромонах Василий, иноки Ферапонт и Трофим. Все были поражены в сердце длинным кинжалом с надписями на ручке «666», «сатана». Через 6 дней был арестован их убийца. Он был признан невменяемым и помещен в лечебницу закрытого типа, где находится и сейчас. В 2008 году над местом погребения убиенных монахов была построена часовня, в честь Воскресения Христова. На Страстную Пятницу в 1994 году в лесу, на пути от скита в монастырь, ритуальным сатанинским оружием — длинной иглой — был убит молодой паломник, друг детства послушника Александра, Юрий (Георгий), приехавший в Оптину пустынь на праздник Пасхи из Тольятти.

В 2004 году вышла в свет книга Нины Павловой «Пасха Красная», о трёх Оптинских монахах, убитых на Пасху 1993 года. Жанр книги — летопись событий, составленная на основе воспоминаний о новомучениках и рукописей, оставшихся от них.

Настоятели и наместники

Макарий (Опта) (основатель)

Сергий (упом. 1625)

Феодор (упом. 1630) иером.

Дорофей (1688 — ?) иером.

Моисей (1700—1709) игумен

Дорофей (1709 — ранее 1716) игумен

Иосиф (упом. 1716) игумен

Леонид (1717—1724)

Сергий

Авраамий (1731 — ?)

Пафнутий (1760—1762), игумен

Моисей (1762—1763), игумен

Филарет (1763—1765)

Никанор (1765 — 27 марта 1768)

Серапион (1768—1770) иеромонах

Аристарх (3 декабря 1770 — январь 1775)

Феодосий (1775—1779) иеромонах

иеромонах Корнилий (1779—1780)

Александр (1780—1782)

Андрей (1783—1789) иеромонах

Иосаф (1789—1792) иеромонах

Антоний (1792—1795)

Иосиф (1795—1796) иером.

Авраамий (1796—1817) игум.

Маркелл (1817—1819), игумен

Даниил (Александров) (1821—1825), игумен

Моисей (Путилов) (1825 — 16 июня 1862) схиархим.

Исаакий (Антимонов) (1862 — 22 августа 1894) схиархим.

Досифей (Силаев) (1894—1899) архим.

Ксенофонт (Клюкин) (1899 — 30 августа 1914)

Исаакий (Бобраков) (30 августа 1914—1923) архим.

Иосиф (Братищев) (1987—1988)

Евлогий (Смирнов) (23 мая 1988—1990)

Венедикт (Пеньков) (с 1990)